22 ноября
Загрузить еще

В Донецке разбился самолет с футбольными фанатами

В Донецке разбился самолет с футбольными фанатами
Фото: За крылом скрыта та самая трещина (примерно метр шириной), в которую вылезали пассажиры. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.

Трагедия на посадочной полосе Донецкого международного аэропорта им. Прокофьева случилась около 18.30 - за три часа до выхода футболистов на поле "Донбасс Арены". Самолет Ан-24 авиакомпании "Южные авиалинии" как раз заходил на посадку… Никто не подозревал, насколько жесткой она окажется.

Видео Первого Национального
 
Люди выскакивали через разлом 
 
- Я такого ужаса в жизни не испытывал! Работал на летном поле и вдруг вижу: прямо на меня несется громадина. Жуткий треск, грохот… - до сих пор не может прийти в себя сотрудник Донецкого аэропорта Виктор. - Было видно, что самолет не вписывается в посадочную полосу, цепляет крылом три фонаря, потом падает и его уносит с полосы... 
 
Небольшой Ан-24 протащило по земле около 300 метров. Упавший борт до сих пор лежит на месте катастрофы: хвост оторван, кабина пилота перевернута вниз "колпаком", крылья с мощными моторами уперлись в землю… В баках было около тонны горючего. Чудо, что самолет не загорелся - жертв было бы намного больше.
- Полет в принципе проходил нормально. Но уже когда шли на посадку, почувствовали сильное ускорение. Потом удар, самолет перевернулся, его сжало как консервную банку и буквально распороло! - вспоминает пассажир рейса Олег Ашек.
 
Студент-практикант Клим тоже летел этим рейсом, но в кабине летчиков. 
 
- Я не управлял самолетом, а просто наблюдал за работой пилотов. Два раза нас ударило о землю, а потом все завертелось, самолет повело вправо, загорелся правый двигатель. Через разлом в районе кабины пилотов люди выбирались из салона наружу - он был самый большой, около метра шириной, - вспоминает парень.
 
По словам очевидцев, люди вылезали и молились. Нескольких пассажиров зажало в креслах - их вызволяли спасатели. Увы, для пятерых одесситов этот полет оказался последним - все сидели в носовой части, на которую пришелся основной удар при падении, и погибли от тяжелых травм. По сути, были раздавлены. 
 
"Папа, где мой папа?!"
 
Прорвавшись к месту крушения, корреспонденты "КП" увидели дымящуюся груду искореженного металла. Клим помогал вытаскивать из-под обломков единственного ребенка, летевшего этим чартером - 9-летнего мальчика.
 
- Мальчонка был очень напуган и все спрашивал: "Папа, где мой папа?", - продолжает молодой летчик. - А самое печальное, что несколько минут назад я видел его отца мертвым.
 
Папа ребенка - помощник главы Одесского областного совета Валерий Бабков - погиб на месте. На опознание в тот же вечер срочно выехала в Донецк его жена Марина.
 
В тот роковой вечер в Донецк одним рейсом летела управленческая элита Южной Пальмиры. Среди выживших оказался начальник управления капитального строительства депутат горсовета Одессы Анатолий Рагулин. У него обширная гематома лица. На борту были также начальник одесского МРЭО Владислав Богомолов, транспортный прокурор Ростислав Крикливый и его коллега из областной прокуратуры Одессы Михаил Черный. Серьезные травмы у начальника областного автодора Одессы Вадима Гордиевского. Депутат Одесского облсовета Андрей Андрусенко госпитализирован с травмой позвоночника.
 
Что заставило их - состоятельных людей - выбрать для этого полета именно "Ан-24", а не, скажем, более комфортный и безопасный "Боинг" - непонятно. 
 
Командир экипажа: "Ничего не помню"
 
Все, кто получил травмы, находятся в Донецкой областной травматологии. Таких всего восемь человек. Пока их осматривали врачи, люди по мобильным успокаивали родных. 
 
- Рядом со мной сидел командир экипажа. Жаловался, что ему тяжело дышать, голова болит, плечо… И что ничего не помнит, - рассказал одессит Денис Шишков. - По обрывкам телефонных фраз я понял: был туман, шли на второй круг и крылом зацепили землю. 
 
Пилот тоже в числе пострадавших - у него ушиб позвоночника, рассказал главврач клиники Юрий Прудников. У всех госпитализированных травмы разной степени тяжести, в том числе есть и тяжелые. 
 
Остальных поселили в гостиницы, а вчера большинство уехали домой - кого-то забрали родственники, другим купили билеты на поезд. 
 
Перед началом игры, на которую так спешили одесситы, стадион минутой молчания почтил память погибших в авиакатастрофе. 
 
ВЕРСИИ ТРАГЕДИИ 
 
Специальная комиссия МВД, прокуратуры и СБУ уже изучает бортовые самописцы. Самые обсуждаемые пока неофициальные версии трагедии такие: 
 
1. Человеческий фактор: пилот "промазал" при посадке, и колеса вместо бетона попали на обочину. 
 
2. Техническая неполадка: при посадке не сработали тормоза. 
 
3. Плохая видимость, помешавшая пилоту оценить обстановку: несколько дней Донецк был окутан туманом.
 
4. Неисправность воздушных и наземных приборов навигации. 
 
 
ОФИЦИАЛЬНО 
 
"Борт задел крылом метеовышку"
 
- Рассматриваются версии, среди которых: правильность действий экипажа, правильность действий наземных служб, техническое состояние самолета и техническое состояние наземных служб, - говорит Владимир Вышинский, прокурор Донецкой области. - При посадке самолет задел метеовышку высотой 10 метров левым крылом, а правым зацепил землю. Затем землю "пропахали" и лопасти правого двигателя. Ан-24 перелетел через рулежную дорожку (она вплотную примыкает ко взлетке. - Прим. авт.), перевернулся и раскололся.
 
Также прокурор уточнил, что самолет был 1973 года. Вся документация о техническом состоянии воздушного судна уточняется. За штурвалом находился 34-летний командир. Стаж управления Ан-24 у него с 2010 года. Второму пилоту - 23 года. Оба получили легкие травмы. Пилоты имели все соответствующие документы для занятия своей профессией. 
 
Кроме того, прокурор сообщил, что на борту оказались пятеро незарегистрированных пассажиров. Как они туда попали, сейчас выясняют. 
 
СУДЬБА 
 
Бизнесмен, реставрировавший оперный, погиб накануне юбилея 
 
Александр Грушевич - директор крупной строительной фирмы, которая реставрировала практически все значимые исторические здания Одессы, включая Оперный театр.
 
- Он часто и много летал, а в этот раз особенно ждал поездки - хотел наконец увидеть стадион "Донбасс Арена", обновленный к Евро-2012 Донецк, - едва сдерживает слезы коллега погибшего Наталья Мирошниченко. - Только вчера в обед проводили его на самолет, а вечером - эта страшная новость.
 
У Грушевича осталось трое детей. Старший, Денис, уже вылетел в Донецк. Двое младших (3 и 5 лет) остались с матерью. 21 марта мужчине исполнилось бы 60 лет.
 
Валерий Бабков.
Валерия уговорили лететь в последний момент 
 
На следующий день после аварии в зале Одесского облсовета не нашлось ни одного человека, который не скорбел бы о погибшем коллеге Валерии Бабкове. 
 
Председатель облсовета Николай Пундик едва сдерживал слезы, говоря о своем заме и друге: 
 
- Мы с Валерой дружили больше десяти лет, это был полный энергии человек, который очень любил жизнь. На выходных ездил на рыбалку. Организовывал с друзьями теннисные и волейбольные турниры. Сам он из Горловки, так что не удивительно, что увлекался футболом и болел за донецкий "Шахтер". Примерно раз в год ездил на матчи любимой команды. 
 
В этот раз, как оказалось, Бабков лететь на игру не собирался. Но буквально за пару часов до вылета друзья уговорили - высокопоставленные работники силовых структур: мол, есть несколько свободных мест в салоне. Валерий очень обрадовался. 
 
В Одессу чиновник перебрался из Горловки несколько лет назад. На малой родине у него был собственный бизнес. Скорее всего, там его и похоронят. У чиновника осталось двое детей - 9-летний сын и дочь-студентка. 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
 
Ан-24 - начало производства в 1962 году.
Снят с конвейера в 1979 году.
За все время было выпущено 1200 машин.
За годы эксплуатации 146 таких машин терпели катастрофы. 
 
Станислав ГОРОДНИЧИЙ, эксперт по безопасности полетов: "Летчик не попал в полосу"
 
- Я не верю в версию, что у Ан-24 могли отказать тормоза. Этот самолет сделан молотком и зубилом. У него совершенно нет электроники. Если за ним хорошо присматривать, самолет будет летать очень много лет. Другое дело, что из-за отсутствия современных систем и компьютеров эту машину необходимо сажать вручную. Насколько известно, видимость в тот день была минимальная. Можете представить, летчик за штурвалом не видит полосу, данные аэропорта на борту не обрабатываются, вся надежда только на интуицию и на приборы. Видимо, когда пилот увидел сигнальные огни, понял, что самолет садится мимо полосы. Надо было бы идти на второй круг, но пилот, возможно, решил взять крен и войти в полосу. В результате самолет зацепил крылом взлетку и рухнул. Эту версию подтверждают и пассажиры, которые рассказывают, что перед посадкой машину резко повело вправо. Потом послышался глухой удар. 
 
Степан ДОЛЬЧИН, инструктор украинской школы пилотов "Скай": "Самолет мог сгореть дотла за минуты"
 
- Ан-24 начали производить серийно в 1962 году, а сняли с производства в 1979 году. Это значит, самолету минимум 34 года, а может, и намного больше. Но это не значит, что на них опасно летать. Главное - чтобы машина регулярно и качественно проходила техобслуживание. Кто его проводил и как, выяснит следствие. Сказать, что привело к аварии, сейчас трудно. Похоже, виноваты пилоты. Если верить пассажирам и тест-пилоту, который был на борту, скорость во время приземления была слишком большой. Летчик мог не удержать машину. Не исключено, что во время удара о взлетную полосу отказала система тормозов. Лайнер стал неуправляемым. После чего он выехал за пределы полосы и перевернулся. Пассажиры еще легко отделались. Когда самолет опрокинулся, у него вырвало правое крыло. А так как внутри крыла находится топливо, которого, скорее всего, оставалась достаточно много, самолет мог сгореть дотла за минуты. К счастью, этого не произошло.
 
МНЕНИЕ 
 
Катастрофу сравнивают с гибелью польского борта №1 
 
На летчиков злополучного рейса OTL 8971 могли оказывать давление, полагает наш близкий к следственной группе источник. К донецкому аэродрому борт приближался в условиях плохой видимости (200 метров), фактически на пределе технически допустимой для самолетов этого класса. В таких условиях пилоты вполне могли промахнуться мимо полосы, пытались исправить ситуацию, но не успели - самолет зацепился крылом за метеовышку и "кувыркнулся". 
 
- Черные ящики еще расшифровываются, но уже сейчас видно, что экипаж пытался уйти на второй заход, - говорит наш собеседник. - Многие наверняка обратили внимание на то, что лежит борт с убранными шасси. Не сбирался же он садиться на "пузо"? Кроме того, повреждения несущих винтов указывают на то, что работали они на прямую тягу. А вообще специалистам случившееся очень напоминает трагедию с Ту-154 польских ВВС, там туман и береза, здесь туман и мачта… 
 
В нынешнем случае заказчики чартера поставили пилотов в очень сложное положение - посадка за три с половиной часа до матча, а еще нужно высадиться, разгрузить вещи, как-то до стадиона добраться, там разместиться. В общем, времени впритык. В таких условиях ни о каком запасном аэропорте и речи быть не могло - полети самолет туда, и болельщики, считай, слетали вхолостую.
 
- Я пока не берусь ничего утверждать, но на борту самолета находились люди весьма и весьма непростые, - продолжает наш собеседник. - Не исключено, что они, торопясь занять места на трибунах, подгоняли и экипаж. Повторюсь, как правило, в подобных погодных условиях диспетчерские службы не рекомендуют самолетам данного класса совершать посадку. Подобная ситуация была и с бортом Леха Качиньского - пилоты под давлением высокопоставленных особ решили садиться в густой туман, промахнулись мимо полосы, пытались уйти на второй заход, но зацепили высокое дерево.